Кощей Бессмертный
в зеркале астрологических ассоциаций.

Каким извилистым и интересным порой бывает путь человеческой мысли. Вопросы иногда возникают даже после малозначительного события, подтолкнувшего к размышлениям - главное было бы о чем думать.

Вот и сейчас так вышло. Посмотрел сказку, в которой участвовал такой персонаж как Кощей Бессмертный. Хотя, если быть точным, в сказке звали его не совсем так, и облик персонажа был вполне осовременен (и замечательно сыгран Л.Ярмольником в к/ф "Реальная сказка"). Но вот влез же вопрос, относительно его смерти-бессмертия ... и постоянного возрождения. Задался и запал - а было ли что-то о его появлении в русских сказках? А то постоянно его побеждают - а он снова появляется. И впрямь - бессмертный.

Ничего, разумеется, про его возрождение обнаружить не удалось. Но есть сказки, вроде Марьи Моревны, где исходно Кощей появляется в роли пленника. И вот тут, когда начинаешь анализировать саму сказку, невольно обнаруживаешь восхитительные, чисто астрологические, вещи и соответствия, высказанные другим, явно неастрологическим, языком, но всецело этому языку соответствующие.

Начать стоит, скорее всего, с того, что сам образ Кощея, при сопоставлении с астрологическими характеристиками каждой из планет, полностью соответствует характеристикам Сатурна: тут тебе и бессмертие (или очень длинная жизнь), и худощавость (костлявость/изможденность), и страсть к накоплению богатств, и склонность жить где-то в безжизненных местах, вроде скал и высот, и обладание сильной властью, и однозначная его сказочная ассоциация со злом (Сатурн по традиции считается планетой-вредителем, хотя применительно к конкретным картам людей это нельзя считать абсолютно верным).

Что смутило в указанной выше сказке? Ну, для начала та цитата, которая наталкивает на вполне определенные ассоциации:

"Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.

Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован."
[1]

В некоторых вариантах сказки вместо чулана фигурирует подвал, закрытый железными дверями и запорами.

Отметим следующее: он сидит а) в доме Марьи Моревны б) в чулане/подвале этого дома.

Почему же такое внимание именно чулану-подвалу? И почему Кощей заточен в чулане-подвале (в то время как своих пленниц он обычно держит в некой каменной башне)?

Нормальный вопрос, да? Ну сидит и сидит. Самого в подвал садят, а он всех - в башню. Да какая, собственно разница?

В том-то и дело, что никакой... для людей, не знакомых с некоторыми основами астрологии. Если же человек хоть что-то в этом "языке звезд" понимает, то непременно у него возникнет крепкая ассоциация: "Подвал-середина неба-нижняя точка", "Башня-Вершина неба-верхняя точка".

К чему, в действительности, идет речь? А речь идет о такой базовой концепции западной (по крайней мере) астрологии, как система управителей-экзальтаций планет в знаках. Каждой планете сопоставлен знак (или два), которые являются ее "домом", или обителью (как в современной, так и более древней астрологической терминологии) и знак, где астрологические качества планеты способны раскрыться наисильнейшим образом (т.н. знак экзальтации, наивысшей силы). В противоположность знакам обители, существуют знаки изгнания (или заточения), а в противоположности знаку экзальтации находится знак падения.

Схема обителей планет  Схема экзальтаций планет

Естественно, есть такие знаки и для Сатурна (как выразителя личности Кощея Бессмертного). Это, как минимум знак Козерога в качестве обители, знак Весов в качестве экзальтации, знак Рака в качестве заточения и Овен, в качестве знака падения.

Знак Козерога (точнее начальная точка его отсчета) чисто символически отражает "вершину неба", а астрономически - "верхнюю кульминацию". Противоположный знак Рака связывается с некоторой "основой", серединой неба, "нижней кульминацией".

Таким образом, получается, что фраза "Кощей сидел в заточении в подвале" чуть ли не идентична фразе "Сатурн находится в заточении в подвале (неба)" (в особенности, если под подвалом понимать знак Рака). Что само по себе уже совпадает с астрологической традицией. А фраза "Кощей заточил девицу в своей башне" вполне может соотноситься с положением одной известной планеты (об этом чуть позже) в знаке Козерога - заточение уже в его доме-обители.

Вообще, сказка сама по себе примечательна - в смысле соответствия астрологии. Вы ведь не думали, что на этом все? Разумеется, нет - есть еще несколько любопытнейших параллелей.

Кому принадлежит дом, в котором в подвале заточен Кощей? По сказке - это дом Марьи Моревны. А астрологически (если рассматривать дом как знак) - Рак является домом для Луны. Оппа - как интересно выходит. Кощей (Сатурн) заточен в подвале в доме (Рак) у Марьи Моревны (Луны), а она (Марья-Луна) в свою очередь (по сказке) оказалась заточена у Кощея (Сатурн) в башне его-дома-крепости (Козерог). Что и находится в точном соответствии с астрологической системой, описывающей обители-заточения этих планет.

Более того - если теперь последовательно начать рассматривать сказку, то обнаружатся еще более интересные вещи.

Начинается все с того, что "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры", которых он и выдал замуж за трех братьев. А после чего пошел их "навещать". Далее сказка приводит главного персонажа к встрече с Марьей Моревной:

"Собрался в дорогу, шел, шел и видит: лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:

- Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

- Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна."

Вот, начиная с фразы "Собрался в дорогу, шел, шел" фактически можно начинать делать ассоциативные предположения о соответствии путешествия главного героя с движением "по зодиакальному кругу", начиная с точки весеннего равноденствия (0 Овна). Делать предположения об астрологических соответствиях между сестрами Ивана-царевича и их мужьями, на данный момент не представляется возможным и в этом рассмотрении - не совсем нужным. Зато в ходе движения "Ивана" по зодиакальному кругу можно проверить - а куда именно он попал и нет ли этому вполне четких "сказочно-астрологических" сопоставлений?

Итак, герой в самом начале проходит знак Овна, затем Тельца. И где-то в этом интервале встречает он Марью-Моревну. Причем Марья Моревна (Луна), судя по сказке - обладает неимоверной силой, раз смогла побить (изгнать?) целое войско. Фактически, чуть ли не прямым языком в сказке сказано, что в этом месте ее одолеть никто не может. Пусть это и не ее дом, но это место ее СИЛЫ. А для Луны таковым местом может быть только одно: знак Тельца (как знак ее экзальтации). Да и описание поля, как нельзя подходит к описанию этого плодородного знака. И побитое войско (в Тельце изгнан/заточен Марс - война, воины, битва, сражение) дает как бы еще один намек на то, что это предположение совершенно не лишено смысла. К тому же приходит Иван уже на мирное победное поле, когда сеча уже отгремела и вражеские силы были повергнуты1.

Еще один момент. Мы не знаем, что это было за войско. Не знаем, с кем сражалась Марья Моревна. Зато мы знаем, что:

  1. Перед Тельцом находится знак Овна - дом Марса. И в этом знаке Луна хоть и не имеет должной силы, но не имеет также и каких-то сильных поражений. Этот знак может скорее придать Луне совершенно яростный эмоциональный накал.
  2. Овен представляет собой падение (полное поражение) Сатурна (Кощея).

Дальше сказка рассказывает о том, что, Иван-Царевич встретил Марью Моревну, провел "две ночи в шатрах" ее и женился (по обоюдному согласию). И следом происходит уже перемещение в "дом-государство" Марьи, то бишь ход сказки перемещается в знак Рака, где мы уже сталкиваемся с разобранным нами мотивом "плененного Кощея":

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.

Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Вот всегда в детстве поражала эта странная "нетерпеливость" - залезть в самый подвал и обязательно кого-то выпустить. С другой стороны - ход движения неумолим, потому и влез Иван туда, куда ему не следовало. Луна (Марья) ходит быстро - Иван не успел еще уйти из ее дома, а она уже засобиралась, побежала.

Дальше по сюжету происходит вообще что-то потрясающее, совершенно невообразимым образом описывающее природу знака Рака, его связь с водной стихией и этапы преодоления Кощеем своего "заточения" через тройное водное причащение (3 декады Рака?)2:

"Просит Кощей у Ивана-царевича:

- Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло.

Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:

- Мне одним ведром не залить жажды. Дай еще!

Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал."

А дальше происходит то, о чем мы уже говорили - заточение Марьи в "доме" Кощея:

Спасибо, Иван-царевич, - сказал Кощей Бессмертный, - теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

Естественно - пройдя свое падение/пленение, Кощей-Сатурн смог обрести силы и вырваться на свободу. Но полностью в силу он еще не вошел: Марью украл, но разбираться с героем не стал. Любопытно, где в это время была Луна-Марья?

Дальше Иван идет на поиски, встречает сестер и их мужей (в их домах - что может намекать, например, на знаки, или трети знаков), оставляя там серебряные предметы. Затем встречает в первый раз Марью-Луну. Причем 2 раза они сбегают, но на третий раз Кощей убивает Ивана (причем, исполняя свою клятву, которую четко сдерживал).

В каком знаке могло происходить подобное? Не в знаке ли Весов, где Сатурн обретает наивысшую силу? Не потому ли невозможно победить Кощея в этом месте - тот даже не сильно торопится, зная, что сила будет на его стороне. Да и поведение Ивана-царевича выглядит несколько неразумно-расслабленным: "авось сбежим". Поэтому вполне закономерно, что Иван погибает - на носу точка перехода в Скорпион (смерть и воскрешение).

По ходу сказки Иван становится благоразумнее и устраивается в дом Бабы-Яги, просто замечательно иллюстрирующей характеристику знака Скорпиона. Совершенно к месту и упоминание "огненной реки", через которую не пройдешь просто так. Там он добывает себе скакуна, побеждает Кощея Бессмертного и освобождает Марью из плена.

Остался только один вопрос: а кто таков в этой сказке Иван-Царевич, с астрологической точки зрения? Где его "дом"?

Есть большое подозрение, что смотреть нужно сказку перед собственно началом путешествия Ивана-Царевича. А перед путешествием (0 Овна) стоит знак Рыб. И что мы читаем в самом начале?

"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры"

Т.е. он являлся, во-первых, главным над ними, их покровителем (пока они не выйдут замуж), а во вторых, это можно рассматривать как явное указание на то, что Рыбы (некоторое царство, но до Овна) и есть его дом. Более того - есть еще одно небольшое указание:

"Отец и мать у них померли"

Если за Отца-Матерь считать Солнце-Луну (как светила), то их изгнания выпадут как раз на знаки Козерога и Водолея.

А в самих Рыбах заправляет Юпитер - это его дом. И экзальтрует там Венера. Да и сам знак Рыб весьма любит проявлять свою тройственность тем или иным образом. Кроме того, само прозвище Царевич, как бы намекает на особый яркий или сильный статус персонажа. И брачная тема относительно сестер оказывается тогда совершенно к месту (если учитывать безумную силу Венеры в этом знаке).

А что же тогда получается, когда Иван-Юпитер женится на Марье-Луне и поселяется уже в ее доме? Батюшки святы: Экзальтация Юпитера (место его силы) совершенно совпадает с домом Луны, а именно - Раком. Не в первый раз брачная тема персонажей замечается как совмещение "обитель-экзальтация" (в частности это же любопытным образом отмечается в идее брака Геры-Юноны и Зевса-Юпитера. см. тут).

По ходу истории, посещает Иван-Юпитер своих сестер (до столкновения с Кощеем) при движении по в знаку Девы. В общем-то, это знак его изгнания. Но по сказке выглядит семейно - вроде как его задерживают собственные сестры с зятьями (обещая помощь при этом).

А побеждает Иван-царевич Кощея Бессмертного3 с помощью коня, скорее всего уже в своем втором доме - в Стрельце, который, как и в сказке непосредственно следует за Бабой-Ягой - Скорпионом. Впрочем, в сказке не отмечается, что место победы связано с Иваном. Но силы для победы как раз были, причем для этой сказки победа была одержана вовремя: за Стрельцом следует Козерог, где собственно уже дом самого Кощея.

Вы будете смеяться, но знак Стрельца часто связывают с животными. В особенности с лошадьми.

Последний вопрос пусть останется без ответа: почему в сказке там много астрологически точных сведений?

Тут и сказке конец. А кто слушал - молодец.


Комментарии к статье

  1. Любопытно отметить, что падение Луны в Скорпионе в русских народных сказках часто отражается заточением/рабством женского персонажа у бабы Яги - восхитительно точно соответствующей характеристикам этого знака (в частности - пограничного состояния ее избушки между миром живых и миром мертвых).
  2. Потрясающе интересное совпадение с водной природой Рака и "заточением Кощея" имеется в советском фильме-сказке "Финист-Ясный Сокол". Не смотря на то, что по сюжету сказки подобное заточение являлось ловушкой, положение крышки самого погреба под речным потоком как бы намекает очень сильно. А если еще учесть что роль Кастрюка играл очень известный исполнитель Кощея - Бабы Яги в одном лице, то ассоциация выглядит весьма красивой и потрясающе точной.
  3. Для астрологов: есть подозрение, что для сказки использовались еще и сведения о ночных управителях триплицетов (точнее положение таких управителей в противоположных знаках), например в момент гибели Ивана-Юпитера в Весах и гибели Кощея-Сатурна в Стрельце

Список используемых источников

  1. http://hyaenidae.narod.ru/story3/101.html